AMC Javelin 1968-1974

AMC Javelin 1968-1974 годов был создан Ричардом А. Тигом, главным конструктором компании с 1960 года. Тиг оставил работу в “Крайслере” и нанялся главным стилистом в “Америкэн Моторс”. Там он оставался до своей отставки, которую он принял вскоре после французского бай-ина и реструктуризации компании вокруг моделей Renault (и вскоре-Chrysler).

В те дни AMC казался хорошим выбором для талантливого дизайнера. Он был сформирован из Гудзона и Нэша в 1954 году Джорджем Мейсоном, чья безвременная смерть позже в том же году побудила Джорджа Ромни продвигаться в кресло президента.

AMC Javelin

Как и Мейсон, Ромни верил в меньшие, более эффективные “компактные” автомобили, и поэтому American Motors перенесла большую часть своего внимания на Rambler American-как раз в самый последний момент рецессии 1958 года.

Таким образом, за год, когда продажи большинства детройтских продуктов резко упали, “Rambler” достиг рекордных 200 000 единиц. Через год после того, как Тиг поднялся на борт, AMC заняла третье место по объему продаж после “Шевроле” и “Форда” – потрясающее шоу для “Индепендент”.




После всего, что ему пришлось пережить, Тигу было все равно. Уроженец Калифорнии, помешанный на автомобилях и самолетах, он присоединился к General Motors в 1948 году, но был разочарован тамошней бюрократией. Переключившись на Паккард, он стал директором по стилю в 1953 году, только чтобы играть центральную сцену во время предсмертных мук марки в середине 1950-х годов.

Тиг возглавлял AMC Styling в те процветающие годы, когда фирма-ведущий поставщик автомобилей, которых Ромни называл “альтернативами Детройтскому динозавру”, – не могла ошибиться.

Стремление Тига к целостности стиля превратило чрезмерно раздутый Rambler в гладко обтянутый дизайн к 1963 году, в то время как американская “боевая машина” расцвела в изящный компакт к 1964 году, в том же году AMC AUTO приступила к своему проекту ponycar.

AMC Javelin

В то время как AMC Javelin был очень определенно конкурентным ответом на дико успешный Ford Mustang, другие сложные изменения, происходившие в American Motors в то время, также повлияли на его создание.

Когда Ромни ушел в отставку, чтобы заняться политикой в феврале 1962 года, его сменил на посту президента Рой Абернати, менеджер по продажам с сомнительным прошлым Кайзера и Паккарда.

Почти одновременно АМС поменялся ролями. От эксклюзивного поставщика надежных, но скучных компактов фирма перешла к широкой продуктовой линейке, отвечающей требованиям “большой тройки”.

В этот период AMC построила роскошные Ambassadors, fastback Marlins, Rebel muscle cars, новый двухместный AMX и красивый Javelin.

AMC Javelin не была машиной Роя Абернати, и к тому времени, когда она прибыла, он уже ушел. Его обвинили в том, что он поставил AMC на абсолютно фатальный курс, во-первых, потому что его правление попросило об этом, во-вторых, потому что было мало альтернатив.

Они были первыми с компактом, но как только большая тройка вошла на этот рынок, продажи Rambler взорвались. У тебя может быть хорошая идея, даже если ты маленький. Но, как однажды заметил Рич Тейлор,” вы будете иметь следы слонов повсюду”, прежде чем вы это узнаете.

Но преемник Абернети, Рой Дикман Чапин-младший, приветствовал такие новые продукты, как Javelin, которые улучшили моральный дух среди стилистов AMC. Энтузиазм было нетрудно понять, заметил Motor Trend, после того как вы познакомились с самим Тигом: “он сидит за своим столом, окруженный моделями классических автомобилей, размахивает руками и кричит с энтузиазмом, обсуждая даже умеренно захватывающие из них.”

AMC Javelin Design 1968-1974

AMC Javelin

Джон А. Конде, бывший менеджер по связям с общественностью AMC, вспоминает, что дизайн AMC Javelin 1968-1974 годов зародился вместе с интригующими автомобилями “Project Four” Дика Тига, представленными в 1966 году. Два из них, AMX и AMX II, повлияли на захватывающее производство двухместных AMX.

Третий, “Виксен”, представлял собой тесно сцепленное купе с крышей типа Ландау. Все три линии ствола явно повлияли на производство дротика. (Четвертый, интригующий кавалер, отличался передними / задними диагонально.

Хотя очевидно, что это ответ рынку, а не новая идея, Javelin получил высокие оценки от автомобильной прессы. AMC объявила его “полным спортивным автомобилем на 4 пассажира”, и у него действительно было больше внутреннего пространства, чем у любого конкурента-за исключением Mercury Cougar, которому он равнялся.




Дизайн был красиво чистым и незагроможденным в идиоме поникара с длинным капотом/короткой палубой, его гладкость подчеркивалась заподлицо дверными ручками, боковыми окнами без вентиляционных отверстий и широкими колоннами “с”.

AMC Javelin

Передний бампер, дорогой кусок хромированного металла, в сочетании образует поддон. Он создавал приятный эффект еще в 1960-е годы до эндура-носа, в то же время избегая пристегнутого вида бампера Мустанга, например.

Интерьер отличался стандартными передними ковшеобразными сиденьями и глубоко утопленными полными приборами в мягкой АБС-пластиковой панели. Последний выглядел немного похоронным на стандартном Javelin, который был закончен в черном цвете, но другие цвета были доступны на элитном SST.

Все дротики AMC 1968 года носили тонкую полоску краски на поясе, а дополнительная ” широкая полоса “шла с ралли-Паком, который вскоре стал известен как пакет” Go”. Он включал в себя дорожные предметы первой необходимости, такие как мощные передние дисковые тормоза, широкие овальные шины, управляемую подвеску и двойные выхлопы.

AMC Javelin Performance 1968-1974

AMC Javelin

Производительность AMC Javelin 1968-1974 годов была высокой, с отличной управляемостью и скоростью, которая могла бы сравниться с такими автомобилями, как “мустанги” и “Камаро”.

343 V-8 начинался как самый большой двигатель Javelin, почти такой же легкий и компактный, как workaday 290, и поэтому недостаточно тяжелый, чтобы негативно повлиять на смещение веса автомобиля.

Хотя “Мустанги”, “Кугуары”, “Камаро” и “Жар-Птицы” давали около 50 кубических дюймов и 50 лошадей, это соответствовало их производительности: 0-60 миль в час с дополнительной четырехскоростной скоростью требовали менее восьми секунд.

Соперничающие большие блоки в конце концов оторвутся, с их максимальной скоростью 125-135 миль в час против 105 у Javelin, но в стране, где максимальная скорость является случайной, а ускорение-виртуальным мерилом мужественности, это не было ответственностью.

AMC добилась этого не за счет бешеной передачи (соотношение осей 3,15:1 при четырехступенчатой передаче), а за счет относительной легкости: 343-й, проверенный жизнью автомобиля, весил 3461 фунт, на несколько сотен меньше, чем конкурирующие больше дюймовые пони-кары. (Базовая шестерка весила 2826 фунтов.)

Подвеска “Джавелина” была обычной: спиральные пружины и поперечные рычаги спереди, полуэллиптические рессоры сзади.

AMC Javelin

Автомобиль нуждался в таких опциях, как рулевое управление с быстрым передаточным отношением и пакет управления (передняя перекладина, сверхпрочные пружины и амортизаторы), но они были доступны на всех моделях, включая шесть. Последнее, однако, не могло быть достигнуто с помощью четырехскоростной палки.

Звучит обыденно? Возможно , но это сработало. С грузом для манипуляций “Джавелин” был манипулятором: он прилипал, как клей, и хотя он немного наклонялся и катился, это было не очень заметно водителю.

Один дорожный тестер Javelin сказал: “Если бы автогонки были отнесены к строго запасным автомобилям, мы бы сделали ставку здесь.” Очевидно, что успешная программа гонок на копье нуждается в опытном настройщике и чертовски хорошем водителе.

Кроме того, Javelin был ограничен в спортивном автомобильном клубе Америки Trans-Am racing, где соревновались поникары, пределом водоизмещения 305 кубических дюймов. Mustang и Camaro / Firebird работали на 302-х, в то время как AMC пришлось довольствоваться 290-м, таким образом обнаружив конкуренцию в дюжине решающих кубов.

АМС все равно смело вступила в драку. Наняв Джима Джеффордса, чтобы возглавить команду, наряду с первоклассными водителями Питером Ревсоном и Джорджем Фоллмером, Javelin оказался способным работать с самыми горячими Z/28 и Мустангами. Тем не менее, сезон 1968 года принадлежал Пенске Камаро и Марку Донохью. В 1969 году под руководством Рона Каплана команда по метанию копья была вновь остановлена.




Способ победить Пенске, заключил AMC, состоял в том, чтобы захватить его главного водителя, и поэтому они должным образом подписали контракт с Марком Донохью. Он много ездил и выиграл несколько гонок, но не чемпионат.

AMC Javelin 1968-1970

1968-1970 годы AMC Javelin пришлись на конец пика рынка ponycar, и цифры продаж показали это.

В 1968 году Рой Чапин сказал, что будет доволен “35 000-40 000 продаж”, признав, что его компания была последней, кто вышел на переполненный рынок против конкурентов, которые были вокруг в течение трех лет.

AMC Javelin

Поэтому он ловко оценил автомобиль в рамках конкурса (базовая модель на тот момент начиналась всего за $2482 против $2602 за Мустанг) и продал 70 000 Javelins за календарный год, 56 462 из них модели 1968 года.

Увы, это был самый лучший дротик, который когда-либо делал. Рынок Поникаров сейчас быстро дробился, и к 1969 году он уже достиг своего пика. Продажи модели 1969 года упали до 40 000, а производство модельного года после этого никогда не превышало 30 000.

В 1969 году Javelin изменился лишь незначительно, показав измененную решетку радиатора и перестроенную отделку. Пакет” Go ” – “довольно симпатично названный”, автомобильный ежеквартально обнюханный – теперь включал в себя фиктивные капотные совки, в то время как SST получил в середине года “большой плохой” вариант отделки, который щеголял дикими цветами и полосами, цветными уретановыми бамперами и спойлером на крыше.

Теперь был также большой блок V-8, 390 кубов с 315 лошадиными силами, чтобы помочь “Джавелину” конкурировать более равномерно с конкурентами с большим двигателем.

Модели 1970 года получили еще один мягкий фейслифтинг, подчеркнутый решеткой радиатора “Твин-Вентури”, пересмотренным капотом, новыми крышками колес и изменениями отделки салона. Усилия Донохью по Транс-Ам в том году выиграли от расширения 290 V-8 до 304 cid.

Стремясь использовать кампанию Донохью для хороших продаж, AMC предложила два ограниченно выпущенных дротика, которые сегодня вполне коллекционные. “Mark Donohue Special” нес огромный задний спойлер, украшенный подписью Марка, в то время как очень малообъемный SST Trans-Am отличался красной, белой и синей краской гоночной команды со спойлерами спереди и сзади.

Производство 1970 года Donohue Special hit 2,501; Джон Конде говорит, что они сделали “только около 50” Trans-Am SST.

AMC Javelin 1971-1974

AMC Javelin

В 1971-1974 годах AMC Javelin претерпел скромные конструктивные изменения, и продажи не увеличились.

Самое большое изменение стиля произошло в 1971 году, но, как сказал Дик Тиг,” это была просто тяжелая подтяжка лица … у нас никогда не было много денег, чтобы делать действительно драматические вещи.”

Однако достаточно драматично: колесная база, длина и ширина увеличились, но самой заметной особенностью автомобиля были передние колесные арки (или горбы), которые придавали автомобилю более оживленный, громоздкий и похожий на GM вид, чем раньше.

Специальное предложение Donohue было продолжено, но новый AMX на основе Javelin заменил теперь снятый с производства двухместный AMX.

Разработчики продукта, очевидно, думали, что название все еще вызывает представление о производительности, однако “Javelin AMX” был оснащен стандартным двигателем 360 V-8 мощностью 245 лошадиных сил. Он также может быть заказан с новым 401-cid V-8 AMC, расширение 390.

К настоящему времени контроль выбросов серьезно повлиял на производительность, и поэтому 16-секундная четверть мили 401 и восьмисекундная 0-60 раз только соответствовали тому, что хороший 343 мог сделать еще в 1968 году. 401 оставался вариантом Javelin до конца производства в 1974 году; это была самая большая силовая установка в истории AMC.

AMC Javelin




На исчезающем рынке ponycar 1972-1974 годов Javelin поддерживал линейку из двух моделей. Продажи продолжались со скоростью около 25 000 единиц в год, что было вполне респектабельно для его производителя.

В 1972 году SST носил смелую решетку из ящика для яиц, чтобы отделить его от сетчатого типа AMX. На следующий год решетка радиатора для яиц и прозвище SST исчезли, оставив базовый Javelin и Javelin AMX, последний со своим обычным палубным спойлером и V-8.